Статьи

Новый сбор за размещение рекламы в интернете

С 1 апреля 2025 года участники рекламной отрасли обязаны платить рекламный сбор в размере 3% от суммы доходов, полученных от размещения рекламы в интернете.

За какую рекламу надлежит платить сбор?

Критерии, определяющие, какую информацию относить к рекламе, должны быть установлены Правительством РФ. На данный момент проект постановления проходит процедуру рассмотрения и официально не принят.

Ознакомиться с проектом можно по ссылке.

Как платить?

Порядок уплаты сбора, как и правила отнесения информации к рекламе, должен регулироваться Правительством РФ. На данный момент проект соответствующего постановления также находится на стадии рассмотрения.

Согласно проекту начиная со II квартала 2025 г. рекламный сбор будет начисляться в следующем порядке:

  1. Роскомнадзор до 15-го числа второго месяца после завершения квартала автоматически производит расчет сбора и размещает его в личном кабинете каждого участника рекламной цепочки на основе данных из ЕРИР;
  2. Плательщик должен подтвердить или направить запрос на уточнение суммы сбора в течение 10 дней с момента размещения информации Роскомнадзором;
  3. Сбор должен быть уплачен не позднее 5-го числа третьего месяца после окончания отчетного квартала.

Пример: доход от размещения рекламы был получен 1 мая 2025 года. В таком случае до 15 августа Роскомнадзор должен представить расчет, а уплатить сам сбор необходимо до 5 сентября.

Кто является плательщиком рекламного сбора?

  • Рекламораспространители (владельцы сайтов, блогеры, онлайн-СМИ и другие платформы, размещающие объявления);
  • операторы рекламных систем («Яндекс.Директ», «VK Реклама» и др.);
  • посредники (рекламные агентства, фрилансеры);
  • рекламодатели (в случае если рекламораспространитель – иностранное лицо, но реклама направлена на российскую аудиторию).

Закон о рекламе в части 12 статьи 8 также содержит исключения из перечня плательщиков, однако в списке указаны только крупные и государственные СМИ.

Кто из сторон договора платит?

Рассмотрим на конкретных примерах:

1. ООО «Альфа» (рекламодатель) заключило договор об оказании услуг по распространению рекламы с блогером ИП Иванов И.И. (рекламораспространитель) с вознаграждением в размере 100 000 руб.

В данном случае ИП Иванов И.И. является плательщиком данного сбора и должен уплатить 3% с дохода в 100 000 руб.

2. ПАО «Бета» (рекламодатель) заключило агентский договор с рекламным агентством ООО «Гамма» (агент, посредник), согласно которому агент должен провести рекламную кампанию с привлечением рекламораспространителя. В качестве распространителя выступил ИП Сидоров С.С. Договор предусматривает вознаграждение в размере 150 000 рублей, 50 000 руб. из которых получит ООО «Гамма», а 100 000 руб. – ИП Сидоров С.С.

При такой схеме ООО «Гамма» уплатит от своего дохода 1 500 руб., а ИП Сидоров С.С. – 3 000 руб.

3. ООО «Дельта» заключило договор о распространении рекламы с иностранным рекламным агентством с целью распространения рекламы среди российской аудитории. Стоимость услуг иностранной компании составила 300 000 руб.

При участии иностранного контрагента ООО «Дельта» должно будет самостоятельно рассчитать размер сбора, вычесть его из гонорара и уплатить государству. Также будет необходимо уведомить рекламное агентство об уплате сбора.

Что будет если не уплатить сбор или уплатить его частично?

На данный момент за неуплату или неполную уплату рекламного сбора законодательством не предусмотрены отдельные штрафные санкции. Вероятнее всего, при подобных нарушениях будут применяться положения ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ:

  • для физических лиц, в том числе самозанятых, установлен штраф от 2000 до 2500 рублей;
  • для должностных лиц и ИП – штраф от 4 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц – штраф от 100 000 до 500 000 рублей.

Что рекомендуем?

Участникам рынка рекламы стоит учитывать новый сбор при формировании ценовой политики на услуги и выбирать оптимальные юридические конструкции при проведении рекламных кампаний.